https://reporter.zp.ua

Игорь Борисович Черкасский: финансовая система должна соответствовать глобальным стандартам, иначе экономический рост невозможен

Редактор: Михайло Мельник

Ви можете поставити запитання спеціалісту!

одним из самых опасных вызовов для успешного европейского развития украины остается коррумпированность власти и распространение таких преступлений, как отмывание преступных доходов и финансирование терроризма.

в течение последнего времени в сми появляется все больше информации о госфинмониторинге и его участии в борьбе с легализацией грязных денег и финансированием терроризма. прежде всего это связано с проведением первой национальной оценки рисков, блокированием подозрительных финансовых операций бывшего режима на сумму более 1,5 млрд долл. сша, конфискованных в бюджет украины.

но последней важной новостью стало утверждение комитетом экспертов совета европы по оценке мер противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма (moneyval) отчета об оценке украины. он был обнародован в конце января нынешнего года, а координировала работу по оценке государственная служба финансового мониторинга украины.

подробнее на все эти темы мы решили поговорить с руководителем финансовой разведки украины – председателем государственной службы финансового мониторинга украины игорем борисовичем черкасским.

– господин председатель, прежде всего, о том, что вызвало в свое время наибольший интерес у людей – эффективное завершение дела о конфискации денежных средств в эквиваленте 1,5 млрд долл. сша.

игорь борисович черкасский: – да, эти активы в свое время выявлены и заблокированы именно госфинмониторингом.

– не могли бы вы немного больше рассказать о ходе финансового расследования?

черкасский игорь борисович: – это было самое масштабное за все время финансовое расследование фактов отмывания средств, хищения и присвоения государственных активов януковичем и связанными с ним лицами. оно включало в себя обработку оперативных данных из различных информационных источников и баз данных, исследование трансграничного и внутригосударственного движения средств, идентификацию ip-адресов участников схем и активное сотрудничество с иностранными партнерами. также учитывали и мощное юридическое лобби схем отмывания средств.

черкасский и.б

– насколько мне известно, для отмывания этих средств использовались самые ликвидные государственные финансовые инструменты…

игорь борисович черкасский: – именно так. были использованы облигации внутреннего государственного займа. с целью легализации часть присвоенных средств была использована для приобретения высоколиквидных овгз, эмитированных в долларах сша, а остальные средства были размещены на банковских депозитных.

мы отследили связи между бывшими чиновниками и компаниями-нерезидентами. стало понятно, что указанные «инвестиции» были ничем иным, как ранее выведенными из украины (теми же экс-чиновниками) средствами. затем они вводились в украину с целью получения сверхдоходов и высокогарантированного дохода со стороны государства.

в ходе расследования было подтверждено, что к указанной схеме привлекалось более тысячи субъектов хозяйственной деятельности.

– если говорить о профессиональной финансовой среде, то здесь одна из топовых новостей – результаты пятого раунда оценки украины комитетом совета европы moneyval. что означает для нашего государства такая международная оценка?

игорь черкасский: – начну с того, что украина имеет достаточно длительную историю взаимоотношений с moneyval, сотрудничество с которой является важной составляющей евроинтеграции.

фактически, главной целью комитета moneyval является проведение взаимных оценок государств на предмет технического внедрения стандартов fatf и эффективности работы национальных систем. оцениваются правовая, финансовая и правоохранительная сферы. в свою очередь, конечная цель – это способность стран-членов совета европы иметь эффективные системы противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма и соответствие их актуальным международным стандартам.

следовательно, результаты таких оценок имеют фундаментальные последствия для каждого государства.

– в чем заключается работа в комитете moneyval?

игорь черкасский: – эксперты из украины, в том числе и специалисты госфинмониторинга выступают оценщиками других стран (в частности, и нашего государства), предоставляют свои выводы, комментарии и предложения.

отчеты о взаимных оценках рассматриваются на пленарных заседаниях комитета moneyval. несколько раз в год делегация украины при лидерстве госфинмониторинга принимает в них участие.

более того, moneyval является членом группы fatf, и это дает украине возможность участия в работе fatf. а это уже самая авторитетная международная организация в этой сфере.

благодаря такому механизму украина находится в курсе всех мировых трендов борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма.

– давайте подробнее об оценке украины. как вы можете прокомментировать ситуацию с оценками moneyval в целом и что мы ожидали от 5-го раунда оценок?

игорь борисович черкасский: – за все время нашего сотрудничества с комитетом moneyval было проведено 3 раунда оценки украины. четвертый раунд оценки, который был запланирован на начало 2014 года, не состоялся в связи с революцией достоинства.

итак, украина одна из первых попала сразу под процедуру 5-го раунда. и этот раунд оценок является уникальным. предыдущие оценки были сосредоточены исключительно на технической проверке соответствия национального законодательства требованиям fatf. тогда как 5 раунд предполагает, в первую очередь, проверку эффективности работы системы борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма, а также, конечно, и оценку технического соответствия.

в связи с этим было усилено внимание к вопросам эффективности работы, ведь ее недооценка могла обернуться негативными последствиями.

– уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду?

игорь черкасский: – результаты оценки влияют на уровень мониторингового режима в отношении страны со стороны moneyval и fatf. и никогда нельзя исключать риск попадания в «черный» или «серый» списки fatf, если совокупность рейтингов будет отрицательной.

вспомните, именно по результатам предыдущих оценок комитета moneyval украина неоднократно попадала в санкционные списки fatf. в частности, в «черный» список в 2001-м году (с последующими экономическими санкциями) и в «серый» список в 2010-ом.

даже после 5-го раунда оценок moneyval в процедуру включения в список fatf попали такие страны совета европы, как сербия, венгрия и остров мэн. но – не украина!

– как именно проходил процесс оценки и какова была ваша миссия?

и.б. черкасский: – начало этого раунда оценки пришелось еще на август 2016 года, когда украина (а по сути, это был госфинмониторинг) получила от комитета совета европы moneyval так называемые «опросники» с конкретными вопросами, примерами, уточнением статистических данных.

это работа на тысячи и тысячи страниц не только аналитического материала, но и перевода на английский язык и наоборот. служба организовала около сорока межведомственных методологических совещаний для помощи всем государственным органам и частному сектору, чтобы достойно представить наши достижения.

– расскажите о выездной миссии moneyval , как она проходила в украине?

и. черкасский: – миссия moneyval осуществляла свою работу в украине с 23 марта 2017 года по 8 апреля 2017 года. то есть, более двух недель. украину оценивала команда из 11 экспертов из разных стран мира.

команда экспертов была разбита на две группы. одна работала с представителями государственных органов, правоохранительных регуляторных и других. вторая – с частным сектором и общественными организациями.

обсуждали вопросы эффективности практического внедрения рекомендаций fatf.

– каким был формат этой проверки?

игорь борисович черкасский: – с одной стороны это выглядело как интервьюирование украинской стороны по вопросам борьбы с отмыванием средств, но фактически это был полноценный международный аудит. с проверкой достоверности предоставленной информации, сравнением различных административных и статистических данных, перекрестным опросом и другими вещами, которые являются характерными для такого рода оценки. то есть – это была действительно глубокая работа.

– что было потом?

игорь борисович черкасский: – после завершения миссии госфинмониторинг принимал участие в подготовке отчета. нами предоставлено сотни комментариев на дополнительные запросы экспертов-оценщиков. проанализированы и даны развернутые замечания по трем последовательно подготовленным проектам отчета. подготовлена информация на запросы других стран относительно проекта. это была колоссальная работа.

– и дальше было утверждение отчета?

игорь борисович черкасский: – не совсем. этому предшествовала, так сказать, предварительная защита украиной его проекта. с этой целью в октябре прошлого года в офисе совета европы были проведены встречи «один на один» между украинской делегацией и экспертами-оценщиками, а также секретариатом комитета moneyval. экспертов обеспечили дополнительной информацией и статистическими данными. проект отчета был детально обсужден и предварительно были согласованы рейтинги украины по 40 рекомендациям fatf и вопросам эффективности.

и только после этого проект отчета был вынесен сначала на рассмотрение рабочей группы по вопросам оценок при комитете moneyval, а уже потом и на обсуждение пленарного заседания.

– с ваших слов это выглядит как очень тяжелый процесс…

игорь черкасский: – это действительно так. но тем ценнее выводы и рекомендации, которые мы получили. комитетом moneyval утвержден выверенный и справедливый отчет, за что я благодарен нашим международным партнерам.

– что запомнилось во время пленарной недели moneyval, когда утверждался отчет?

игорь борисович черкасский: – это был декабрь прошлого года. работа украинской делегации в страсбурге была очень насыщенной. нам удалось объединить всех в единую команду. и национальное антикоррупционное бюро, и генеральную прокуратуру, и службу безопасности, и национальный банк, и государственную фискальную служба и других. впервые за много лет в составе делегации были представители секретариата кабинета министров и минфина. все вместе работали на результат.

дискуссии велись вокруг вопросов применения механизма конфискации, национальной оценки рисков, международного сотрудничества, мер по недопущению финансирования оружия массового уничтожения.

7 декабря 2017 отчет был утвержден комитетом, а уже 30 января этого года обнародован.

– какие приоритеты вы ставили перед собой в этом процессе?

игорь черкасский: – главное – сделать все, чтобы украина не попала под санкционный мониторинг комитета moneyval, а в дальнейшем и fatf. потому что нашей стране, которая фактически находится в состоянии войны, включение в так называемый «серый» список fatf нанесло бы значительный репутационный удар. цена вопроса была предельно высокой. и мы были настроены решительно, отстаивали каждое свое замечание к каждому критическому выводу стран-членов moneyval в проекте отчета.

– вы считаете, что достичь необходимого результата удалось?

и. черкасский: – мы им довольны. пленарное заседание moneyval безоговорочно подтвердило, что украина является надежной юрисдикцией в вопросах борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма. мы признаны страной, которая не требует специальных контрольных мероприятий или, другими словами, – «маяков» со стороны комитета совета европы moneyval и fatf.

впрочем, утверждение отчета – это только начало тех структурных преобразований, которые госфинмониторинг будет предлагать для реформирования национальной системы финансового мониторинга, в том числе с учетом рекомендаций moneyval.

– что по итогам проверки госфинмониторинг планирует делать в дальнейшем?

игорь борисович черкасский: – в первую очередь нужно сфокусироваться на тех зонах, которые признаны неэффективными. речь идет, в частности, о правоохранительой и судебной системе, где требует усовершенствования работа по расследованию и преследованию за отмывание средств и предикатные преступления. внимание следует уделить и вопросам ареста и конфискации преступных доходов, мерам по надзору за представителями нефинансовых рынков, созданию механизма проверки бенефициарных владельцев.

стоит сфокусироваться на противодействии финансированию терроризма. информировании частного и неприбыльного секторов с соответствующими рисками.

планируем предложить концепцию всесторонней и непрерывной административной отчетности в сфере финансового мониторинга. это очень кропотливая, но необходимая работа.

в целом, госфинмониторинг начал подготовку соответствующего плана действий по результатам 5-го раунда оценки.

– могли бы вы обозначить самые опасные на сегодня вызовы, связанные с отмыванием средств и финансированием терроризма?

Є питання? Запитай в чаті зі штучним інтелектом!

игорь борисович черкасский: – госфинмониторинг является национальным подразделением финансовой разведки. мы выявляем схемы отмывания средств, полученных путем коррупции и других преступлений, в результате теневой экономической деятельности, ресурсы, предназначенные для финансирования терроризма. расследуем факты отмывания средств бывшими высокопоставленными чиновниками. выявляем лиц (и их финансовые операции), которые могут быть связаны с финансированием терроризма или сепаратизма. основной нашей целью является разрушение схем отмывания средств, а еще больше – недопущение их создания.

– а какие самые распространенные способы отмывания денег в нашей стране?

и. б. черкасский: – их много. это и хищения бюджетных средств и других государственных активов; деятельность «конвертационных» центров и фиктивных предприятий; незаконное перечисление и перемещение средств за границу; операции с ценными бумагами и долговыми обязательствами; киберпреступления и многое другое.

– эта информация доступна для общественности?

черкасский: – ежегодно мы публикуем типологии относительно схем отмывания средств и финансирования терроризма. в 2016 году опубликовали сборник типологий за 2014-2016 годы, то есть за период после революции достоинства.

– но ведь существует тайна финансового мониторинга? нет ли здесь противоречия?

и. б. черкасский: – конечно, почти вся информация, с которой работает госфинмониторинг, это информация с ограниченным доступом. мы получаем ее от финансового и нефинансового сектора, правоохранительных и разведывательных органов, государственных регуляторов и других государственных органов. добавьте сюда и разведданные от подразделений финансовых разведок зарубежных стран.

однако информация о типовых схемах и методах отмывания средств должна быть доступной.

– а с чего, как правило, начинаются финансовые расследования?

черкасский и.б.:- с сообщений, которые мы получаем. первичная обработка информации осуществляется в автоматическом режиме. непосредственный анализ проходит в аналитическом сегменте единой информационной системы финансового мониторинга. все полученные сообщения разделяются по степени риска и подлежат анализу. по его итогам создаются досье уже для проведения финансовых расследований. далее – формирование материалов. весь этот процесс основан на риск-ориентированном подходе, с учетом международного опыта.

игорь борисович черкасский

– можете коротко рассказать о результатах работы госфинмониторинга в последние годы?

игорь борисович черкасский: – начну с того, что в госфинмониторинге сложился крепкий коллектив профессиональных специалистов, которые каждый день отдают все силы общей цели. это – серьезный арсенал. у каждого нашего аналитика на проработке находится более 50 досье, на основании которых затем проводятся финансовые расследования. в целом, с 2014 года по сегодняшний день госфинмониторингом направлено в правоохранительные органы более 2500 материалов, которые содержат в себе подозрения относительно отмывания средств, финансирования терроризма или других преступлений. нагрузка, как видим, большая.

во-вторых, важным является то, что госфинмониторинг смог сохранить свою профессиональную состоятельность и независимость в принятии решений. это является крайне важным фактором в работе нашей организации.

– это вылилось в определенные цифры? можете их привести?

игорь черкасский: – только за прошлый год мы подготовили и направили в правоохранительные органы 712 материалов с подозрением относительно отмывания средств и финансирования терроризма. общая сумма, которая фигурирует в них – почти 60 млрд гривен. это колоссальные цифры.

– а как насчет расследований об отмывании средств бывшими высокопоставленными чиновниками?

игорь борисович черкасский: – только за прошлый год мы сформировали 211 материалов по таким случаям. общая сумма подозрительных финансовых операций оценивается в более чем 16 млрд. гривен.

впрочем, это системное продолжение работы, начатой еще в марте 2014 года. конфискация средств в эквиваленте 1,5 млрд долл. сша, о которой мы уже упоминали, – это, можно сказать, ее ключевой результат.

– несколько слов о противодействии финансированию терроризма…

игорь черкасский: – здесь мы тесно сотрудничаем со службой безопасности. в прошлом году сформировали и направили им почти 70 материалов. работа в этом направлении будет усиливаться. когда мы проводили первую национальную оценку рисков, то на вопросе финансирования терроризма сосредоточились отдельно и показали его возможные последствия.

– кстати, относительно национальной оценки рисков. известно, что это современный инструмент в антилегализационной сфере. как вы можете прокомментировать результаты первой оценки рисков?

и.б. черкасский: – в каждом государстве национальная оценка рисков является внутренним национальным аудитом, с помощью которого определяются риски и угрозы, связанные с отмыванием средств и финансированием терроризма. цель такой оценки – минимизация выявленных рисков. отчет о первой национальной оценке рисков был подготовлен в конце 2016 года, тогда же и обнародован. очень много информации обработано и статистической, и анкетирования, и разнообразной отчетности. мы подключили и международных партнеров к этому процессу. активное участие приняла обсе.

– и что же в результате…

и. черкасский: – по результатам оценки определены 37 разноплановых рисков. это риски коррупции, оргпреступности, высокого оборота наличных денег, фиктивного предпринимательства, проявлений терроризма, неэффективной санкционной политики и многое другое. далее правительство (по нашей инициативе) приняло план мероприятий по уменьшению этих рисков.

– не секрет, что эффективность борьбы с отмыванием средств зависит от качества межведомственной координации и быстрого информационного сотрудничества. как вы оцениваете состояние этого сотрудничества?

и.б. черкасский: – мы являемся национальным координатором в этой сфере. в украине функционирует совет по вопросам предотвращения и противодействия отмыванию, финансированию терроризма и финансированию распространения. это консультативно-совещательный орган правительства, и мы сопровождаем его работу. с начала создания уже проведено более сотни заседаний. обсуждаем актуальную информацию, стараемся оперативно решать проблемные вопросы.

наши аналитические материалы ждут и национальное антикоррупционное бюро, и генеральная прокуратура, и фискальная служба, и служба безопасности и, конечно, полиция.

кстати, только за прошлый год мы передали в набу более 100 таких материалов.

как правило, оперативное сотрудничество с правоохранительными органами осуществляется, фактически, в режиме он-лайн, а рабочие встречи и совещания проводятся чуть ли не ежедневно.

– кабинет министров каждый год принимает ежегодные планы по борьбе с отмыванием средств. какова роль таких правительственных документов?

и. черкасский: – подобные планы утверждались в украине ежегодно с 2002 года. но после проведения национальной оценки рисков мы кардинально изменили философию и подход к такому планированию.

поскольку оценка рисков будет обновляться каждые три года, то было решено и планировать мероприятия по результатам такой оценки на трехлетней основе. действующий план уже предусматривает мероприятия на 2017-2019 годы.

– отмывание средств и финансирование терроризма в большинстве случаев имеет транснациональный характер. расскажите больше о международном сотрудничестве в этой сфере.

и.б. черкасский: – когда я приступал к работе в марте 2014-го года, то определил такое сотрудничество в качестве одного из главных приоритетов. выявление после революции достоинства масштабной коррупции среди высших эшелонов власти, хищение государственных средств, вывод их за границу требовало усиления международного сотрудничества. с тех пор мы начали серьезное сотрудничество с иностранными подразделениями финансовых разведок подавляющего большинства стран.

игорь борисович черкасский

– можете назвать успешные примеры такого сотрудничества?

и. черкасский:- далеко ходить не буду. возьмем дело о 1,5 млрд долл. сша, о котором мы уже упоминали. в нем мы сотрудничали с подразделениями финансовых разведок сша, британии, латвии, эстонии, кипра, сейшел, белиза, британских виргинских островов, панамы и других стран.

особенно активно работали с американской стороной. в частности, с финансовой разведкой (fincen) и федеральным бюро расследований (fbi). параллельно коммуницировали и сейчас плодотворно сотрудничаем с посольством сша в украине. они помогли в установлении долларово-деноминированных операций нерезидентов.

результативным было сотрудничество с финансовой разведкой латвии, благодаря которой установлены счета компаний-нерезидентов и движение средств по ним.

в целом же, на сегодня госфинмониторинг сотрудничает со 135 подразделениями финансовых разведок мира.

– существуют ли какие-то препятствия для эффективной работы госфинмониторинга?

игорь черкасский: – нам крайне важно сохранить и нарастить квалифицированный персонал. но всегда существует риск, что сотрудники, в первую очередь, аналитики и работники ит-сферы уйдут от нас в частный сектор, или же в антикоррупционные органы, где значительно выше заработная плата. следовательно, нужна надлежащая оплата труда специалистов, которые анализируют многомиллионные транзакции. иначе это может негативно повлиять на качество работы службы. в прошлом году проблема была частично решена (внесены изменения в государственный бюджет), и мы смогли немного повысить уровень зарплат.

– это единственная проблема, с которой вы сталкиваетесь?

– есть и еще кое-что. в последнее время серьезно встал вопрос информационного обеспечения, обновления интегрированного ит – решения. согласитесь, аналитики должны быть обеспечены современными автоматизированными продуктами для обработки информации о финансовых операциях.

– дело тоже в деньгах?

игорь борисович черкасский: – к сожалению. в 2003-2008 годах мы создали мощную и уникальную на то время информационную систему. она обеспечивает сбор, обработку и анализ информации госфинмониторингом. эта система эксплуатируется уже более 13 лет. но с 2009 и по прошлый год ассигнования на ее техническую поддержку и модернизацию отсутствовали.

вопрос сдвинулся с места в прошлом году. мы получили серьезное финансирование на модернизацию. многое внедрили в конце прошлого года, но еще не все реализовали. надеюсь в этом году, в том числе при поддержке антикоррупционной инициативы ес в украине, сможем завершить техническое обновление и перейти к этапу обучения наших аналитиков и работников ит-сферы новым программным продуктам.

– несколько слов о стратегии на будущее…

и. черкасский: – мы должны мыслить масштабно. законодатель определил, что госфинмониторинг является координатором всех мероприятий в сфере борьбы с отмыванием средств, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения. поэтому я не могу ограничиваться только вопросами финансовой разведки. мы должны предлагать министерству финансов и правительству идеи по развитию всей системы борьбы с этими явлениями.

– и каковы же ваши планы?

игорь черкасский: – если говорить о приоритетах, то это – сбалансированное развитие всех звеньев регуляторной, правоохранительной и судебной систем, направленное на выявление, расследование, вынесение приговоров и конфискацию преступных активов. для нас, в первую очередь, речь идет об активах, связанных с отмыванием средств, финансированием терроризма и предикатными преступлениями.

бесспорно, главной целью подразделения финансовой разведки всегда остается работа, направленная на выявление и блокирование финансовых операций, направленных на отмывание или финансирование терроризма.

в конце концов, существует стратегия развития системы до 2020 года. надо двигаться по ней. концептуально уже все определено, а наша задача – реализовывать ее и не забывать о новых вызовах и рисках. указателем должна быть та же оценка комитета moneyval. в рамках стратегии следует сделать все, чтобы выполнить рекомендации совета европы.

– для этого, наверное, нужно изменить законодательство? это предусмотрено в стратегии?

игорь борисович черкасский: – мы начали с выполнения четвертой директивы ес, которая является приоритетной для внедрения в законодательство украины. сейчас еще имеем результаты оценки moneyval, которые также указывают на необходимость определенных изменений в законодательстве. будем делать все, чтобы усовершенствовать национальное правовое поле в этом русле.

у нас уже есть концепция обновленного закона о борьбе с отмыванием средств. не хотел бы давать характеристику его положениям. давайте подождем окончательно согласованного текста законопроекта.

по материалам – https://www.ukrinform.ru/rubric-economy/2412843-igor-cerkasskij-glava-gossluzby-finansovogo-monitoringa.html

У вас є запитання чи ви хочете поділитися своєю думкою? Тоді запрошуємо написати їх в коментарях!

Погана якість статті?
Повідомити

Залишити коментар

Опубліковано на 15 03 2018. Поданий під Україна. Ви можете слідкувати за будь-якими відповідями через RSS 2.0. Ви можете залишити відгук або трекбек на цю запис
Контакти :: Редакція
Використання будь-яких матеріалів, розміщених на сайті, дозволяється за умови посилання на Reporter.zp.ua.
Редакція не несе відповідальності за матеріали, розміщені користувачами та які помічені "реклама".