Жаркая битва за урожай… с асфальтом
С начала лета КабМин Украины, как и в предыдущие годы, своим постановлением запретил передвижение грузовиков по трассам общего пользования с восьми утра до восьми вечера, если температура поднимается выше 28 градусов. Запрет распространяется лишь на крупнотоннажные транспортные средства, обладающих массой 24 тонны и выше и нагрузкой от 7 тонн на ось.
Необходимость таких ограничительных мер понятна: жара губительна для асфальта. Если температура воздуха переваливает отметку 28 С, это значит, дорожное покрытие нагревается до 40-42 градусов. Прохождение большегрузов по такому полотну вызывает образование ям, кочек, колейности и других деформаций. Причем, по словам специалистов, разрушение покрытия происходит катастрофически быстро. Из-за этого на украинских дорогах и появились соответствующие ограничительные знаки, и было создано примерно 60 «отстойников» для тяжелых грузовиков.
Однако, несмотря на запретительные меры, действующие на всех дорогах Украины, нужно еще и контролировать соблюдение постановления. Эти функции возложены на областные Управления Укртрансбезопасности и региональные Управления превентивной деятельности полиции. На деле же, контроля, как такового, по сути, нет. Государству просто не хватает для этого ни специальной передвижной техники, ни людских ресурсов. Так, с водителями большегрузов проводятся в основном профилактические беседы. Впрочем, и наказание в виде штрафа 255-680 грн вряд ли испугает автомобильных перевозчиков.
Государство о проблеме знает: решения об усилении контроля за движением тяжелых транспортных средств принимаются, но на деле без закупки техники и увеличения штата сотрудников это невозможно.
Между тем, разрушение дорожного покрытия колесами груженых фур наносит вред и человеку. Асфальт на 75% состоит из битумных веществ. При укладке полотна, а также его разрушении во время жаркой погоды вредное влияние асфальта на окружающую среду максимально. Вспомним, ведь асфальт (входящий в его состав битум) считается вредным веществом и при работе с ним требуется в обязательном порядке регулярно проходить медосмотры. Исследования датских ученых показывают, что у сотрудников предприятий, занимающихся производством асфальта, чаще выявляют онкологические заболевания.
Помимо убытков экономических и вредного воздействия на человека, можно еще вспомнить о выхлопных газах многотоннажников, загрязняющих атмосферу. Перевозка грузов ЖД транспортом намного экологичнее, однако тарифы ПАО «Укрзализныци» таковы, что рынок автоперевозок только растет. И в ближайшие годы в этой сфере вряд ли что-то изменится. В связи с этим экологический мониторинг украинских дорог необходимо усилить.